Американские, а вслед за ними и английские учёные высказали предположение, что более счастливые подростки вырастают и становятся более богатыми взрослыми.
Исследователи не открыли чего-то нового: и до них многие западные социологи указывали: чтобы стать успешным, надо родиться в успешной семье.
Несколько дней назад журнал Time выпустил статью о том, что делает человека успешным (в современным понимании – зарабатывающим приличные деньги). Издание ссылается на несколько исследований американских и английских учёных.
Национальная Ассоциация учёных, занимающихся проблемами подростков и молодежи (National Association of Sciences Teenagers) провела наблюдение за несколькими тысячами подростков. Юные люди, которые были больше других довольны своей жизнью, к 29 годам, как правило, имели и больший доход.
Исследование американцев развили английские учёные из Университетского колледжа Лондона (University College London) и Уорикского университета (University of Warwick).
Нового в обоих исследованиях не очень много – лишь чуть-чуть количественных оценок. Скорее, новость об этих отчётах дала повод в очередной раз задуматься, что делает человека успешным (богатым и знаменитым).
ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ГЕНИАЛЬНЫМ?
Долгое время считалось, что интеллекта и немного упорства достаточно для успешного восхождения по служебной лестнице, будь то бизнес, искусство или наука.
Французский психолог Бине в 1905 году создал первый тест, определяющий уровень интеллекта (УИ). К настоящему времени подобных тестов создано более полутора тысяч.
Ещё в 1921 году группа американских психологов под руководством профессора Макмаона начала наблюдать за тысячью мужчин и женщин, чей УИ в детстве превышал 140 баллов (так называемая «черта гениальности»). Когда протестированным исполнилось 50 лет (это был 1956 год), подвели итог.
Исследования Макмаона показали, что главным фактором, способствующим продвижению по жизни, оказался не интеллект, а мотивация со стороны родителей.
«Правильная» семья, по словам Бреннана, – это хорошо зарабатывающий отец, но не менее важна и престижность его профессии, что предполагает наличие нужных связей. И ещё – наличие в семье не более двух детей.
Опрос же «неудачников» показал, что главными препятствиями на их пути к удачной карьере стали отсутствие помощи со стороны родителей или каких-либо покровителей, необходимость зарабатывать деньги в раннем возрасте, а также быстрые (до 23 лет) женитьба или замужество.
ЖИЗНЬ ПО «ЗАКОНУ ПЕТРУШКИ»
Ну а какое все же место занимает интеллект на пути к карьере? Бреннан на основе длительных исследований на первые места поставил «правильное» образование, личные отношения и связи. И только четверым фактором – интеллект.
Еще в 1926 году канадский физиолог Ганс Селье заметил, что люди, добившиеся высокого положения в обществе, чаще подвержены сердечным заболеваниям и стрессам, чем их менее удачливые собратья. Поначалу это явление списали на всем понятные причины: повышенную утомляемость удачливых карьеристов, ненормированный рабочий день и прочее.
И только в 1985 году группа американских кардиологов под управлением профессора Джона Рэя пришла к выводу, что предрасположенность к коронарным заболеваниям и жизненный успех неким образом взаимосвязаны. Они назвали таких людей «личностью типа А».
Так, в начале 90-х годов американский физиолог Элизабет Юинг опубликовала интересные данные. В частности, в них говорилось, что примерно у 0,5% людей в организме существенно увеличено производство эпинефрина, называемого также адреналином (у обычных людей этот гормон вырабатывается в ответ на угрожающую ситуацию), а также кортизола, вещества, повышающего кровяное давление и уровень сахара в крови.
Но самое интересное, что, по результатам наблюдений Юинг, в эти пол процента людей наиболее часто попадали бизнесмены, спортсмены и… преступники-рецидивисты. Большинство их характеризовались Юинг как «личности агрессивные, с притуплённым чувством опасности, но вместе с тем с очень аналитическим складом ума».
До сих пор ученые не могут прийти к выводу, что заставляет организм таких людей усиленно вырабатывать адреналин и кортизол. Некоторые объясняют это дисфункцией надпочечников, другие – наследственностью, третьи – наличием определенного гена.
ПРАВИЛЬНЫЕ ГЕНЫ
Связь генетики и гениальности заметили не только иностранные социологи и психологи, но и их российские коллеги.
Так российские учёные из Института мозга РАМН и Психологического института РАО провели следующий эксперимент. Они на протяжении нескольких лет исследовали близнецов на втором полугодии их жизни и выяснили, какой вклад вносят наследственность и факторы среды в формирование пяти обобщённых черт темперамента:
Напомним, что у монозиготных близнецов наследственный аппарат абсолютно идентичен, а у дизиготных – несколько различается. Исходя из этого, ученые могли предположить, что высокий коэффициент корреляции (сходства), близкий к единице, в паре монозиготных близнецов свидетельствует о генетическом происхождении признака (в нашем случае – какой-то черты темперамента), а в паре дизиготных близнецов – о формировании того же признака под влиянием среды.
Оказалось, что первые три черты темперамента находятся под жёстким генетическим контролем: агрессивность поведения младенца во втором полугодии жизни на 94% определяется его генотипом, активность – на 89%, раздражительность – на 85%.
Чувствительность к наказанию, зависимость от матери и страх перед незнакомыми людьми почти в равной мере зависят от генотипических особенностей (51%) и факторов среды (49%). То есть родительское воспитание и влияние семейной среды могут изменить эти биологически обусловленные черты.
Несколько дней назад журнал Time выпустил статью о том, что делает человека успешным (в современным понимании – зарабатывающим приличные деньги). Издание ссылается на несколько исследований американских и английских учёных.
Национальная Ассоциация учёных, занимающихся проблемами подростков и молодежи (National Association of Sciences Teenagers) провела наблюдение за несколькими тысячами подростков. Юные люди, которые были больше других довольны своей жизнью, к 29 годам, как правило, имели и больший доход.
Оценка уровня ощущения себя счастливым проводилась по 5-балльной системе. Те, кто набрал максимальный «балл счастья», в 29 лет в среднем зарабатывали на 8 тысяч долларов в год больше, чем те, кто оценил свой уровень в 1 балл.
Исследование американцев развили английские учёные из Университетского колледжа Лондона (University College London) и Уорикского университета (University of Warwick).
Англичане опирались на большую выборку – наблюдение за 10 тысячами подростков в рамках национальной программы «Add Health» («Здоровье подростков»). Оказалось, что те, кто в подростковом возрасте были очень мрачными и угрюмыми, зарабатывают на 10% меньше своих сверстников.
Нового в обоих исследованиях не очень много – лишь чуть-чуть количественных оценок. Скорее, новость об этих отчётах дала повод в очередной раз задуматься, что делает человека успешным (богатым и знаменитым).
Западный мир копается в этой теме уже около 100 лет, как только в нём появилась идея «общества равных возможностей». Результаты этих исследований не слишком утешительны для представителей «простого народа» – в терминах нынешнего времени нижнего и нижнего среднего классов – их шансы на попадание в истеблишмент минимальны даже сегодня.
ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ГЕНИАЛЬНЫМ?
Долгое время считалось, что интеллекта и немного упорства достаточно для успешного восхождения по служебной лестнице, будь то бизнес, искусство или наука.
Французский психолог Бине в 1905 году создал первый тест, определяющий уровень интеллекта (УИ). К настоящему времени подобных тестов создано более полутора тысяч.
И каждый из них претендует на эксклюзивность и чистоту эксперимента. Хотя сам собой напрашивается вопрос: действительно ли так точен результат тестирования, если каждый год приходится выдумывать все новые способы определения УИ?
Ещё в 1921 году группа американских психологов под руководством профессора Макмаона начала наблюдать за тысячью мужчин и женщин, чей УИ в детстве превышал 140 баллов (так называемая «черта гениальности»). Когда протестированным исполнилось 50 лет (это был 1956 год), подвели итог.
Около 700 человек с полным правом можно было отнести к «среднеуспешным», примерно 100 человек добились больших успехов, остальных 200 испытуемых можно было с полным правом считать неудачниками. Равные по интеллекту, они не добились равного в жизни. Почему?
«ПРАВИЛЬНАЯ» СЕМЬЯ – ПЕРВЫЙ ШАГ К КАРЬЕРЕ
«ПРАВИЛЬНАЯ» СЕМЬЯ – ПЕРВЫЙ ШАГ К КАРЬЕРЕ
Исследования Макмаона показали, что главным фактором, способствующим продвижению по жизни, оказался не интеллект, а мотивация со стороны родителей.
85 человек из 100, добившихся успеха (ставших руководителями крупных предприятий, владельцами собственного крупного дела, видными учёными и политиками), на первое место поставили влияние родителей. Еще 10 «счастливчиков» отметили покровительство со стороны ближайших родственников.
Сменивший Макмаона в этом исследовании психолог Бреннан пришел к выводу: главное – правильное образование и соответствующая семья.
Именно правильное образование, а не просто хорошее. Важно предугадать спрос рынка на определенных специалистов в ближайшем будущем. Так, в США в первой трети века такой профессией был юрист, позднее – психолог, экономист, в наше время – специалист по компьютерным технологиям. Другими словами, определенное время требует соответствующих «героев».
«Правильная» семья, по словам Бреннана, – это хорошо зарабатывающий отец, но не менее важна и престижность его профессии, что предполагает наличие нужных связей. И ещё – наличие в семье не более двух детей.
Опрос же «неудачников» показал, что главными препятствиями на их пути к удачной карьере стали отсутствие помощи со стороны родителей или каких-либо покровителей, необходимость зарабатывать деньги в раннем возрасте, а также быстрые (до 23 лет) женитьба или замужество.
ЖИЗНЬ ПО «ЗАКОНУ ПЕТРУШКИ»
Ну а какое все же место занимает интеллект на пути к карьере? Бреннан на основе длительных исследований на первые места поставил «правильное» образование, личные отношения и связи. И только четверым фактором – интеллект.
Исследования, проведенные им в конце 70-х годов, показали, что около 40% высокопоставленных управленцев в США и Великобритании (они руководили фирмами, чей ежегодный оборот превышал 20 млн. долларов) обладали УИ ниже среднего уровня.
Своим студентам Бреннан говорил: «Я назвал это законом «Петрушки», когда каждый служащий продвигается вверх до тех пор, пока не исчерпает своих возможностей и не окажется на посту, где он безнадежно компетентен». На смех студентов он добавлял, что им этот закон не покажется смешным, когда они неизбежно будут иметь таких шефов.
К похожим выводам в 1988 году пришла группа французских психологов во главе с профессором Бернаром. Они проанализировали интеллектуальный уровень ста видных политиков и бизнесменов Франции. И пришли к выводу, что шестидесяти двум из них, приди они устраиваться на работу инкогнито, предложили бы в лучшем случае место мелкого клерка.
Многие психологи сходятся во мнении, что в 90-е годы ситуация несколько изменилась.
Многие психологи сходятся во мнении, что в 90-е годы ситуация несколько изменилась.
Ещё одним фактором, влияющим на продвижение по служебной лестнице, стала социальная компетенция.
То есть умение разбираться в людях, работать с коллективом и коммуникабельность.
«Знания и интеллект сегодня позволяют сделать только первый шаг к успеху. Связи и личные знакомства начинают продвигать индивидуума на иерархических ступеньках выше среднего, а между этими двумя высотами (если только можно признать первые шаги высотой) лежит именно наличие социальной компетентности».
Это мнение известного немецкого социопсихолога Шмидта, также проводившего исследования на тему интеллекта и карьеры.
Еще в 1926 году канадский физиолог Ганс Селье заметил, что люди, добившиеся высокого положения в обществе, чаще подвержены сердечным заболеваниям и стрессам, чем их менее удачливые собратья. Поначалу это явление списали на всем понятные причины: повышенную утомляемость удачливых карьеристов, ненормированный рабочий день и прочее.
И только в 1985 году группа американских кардиологов под управлением профессора Джона Рэя пришла к выводу, что предрасположенность к коронарным заболеваниям и жизненный успех неким образом взаимосвязаны. Они назвали таких людей «личностью типа А».
Ими было замечено, что такие субъекты уже с детства излишне амбициозны, агрессивны, беспокойны, чрезвычайно озабочены временем и сроками исполнения определённых задач. Рэй установил, что «личность типа А» имеет втрое больший риск пережить сердечный приступ, чем личности других типов, менее агрессивные и одержимые успехом.
В настоящее время на основе работ этой группы кардиологов медики приходят к выводу, что у удачливых карьеристов, нацеленных на жизненный успех, гормональные изменения в организме носят иной характер, нежели у других людей.
В настоящее время на основе работ этой группы кардиологов медики приходят к выводу, что у удачливых карьеристов, нацеленных на жизненный успех, гормональные изменения в организме носят иной характер, нежели у других людей.
Так, в начале 90-х годов американский физиолог Элизабет Юинг опубликовала интересные данные. В частности, в них говорилось, что примерно у 0,5% людей в организме существенно увеличено производство эпинефрина, называемого также адреналином (у обычных людей этот гормон вырабатывается в ответ на угрожающую ситуацию), а также кортизола, вещества, повышающего кровяное давление и уровень сахара в крови.
Но самое интересное, что, по результатам наблюдений Юинг, в эти пол процента людей наиболее часто попадали бизнесмены, спортсмены и… преступники-рецидивисты. Большинство их характеризовались Юинг как «личности агрессивные, с притуплённым чувством опасности, но вместе с тем с очень аналитическим складом ума».
До сих пор ученые не могут прийти к выводу, что заставляет организм таких людей усиленно вырабатывать адреналин и кортизол. Некоторые объясняют это дисфункцией надпочечников, другие – наследственностью, третьи – наличием определенного гена.
ПРАВИЛЬНЫЕ ГЕНЫ
Связь генетики и гениальности заметили не только иностранные социологи и психологи, но и их российские коллеги.
Так российские учёные из Института мозга РАМН и Психологического института РАО провели следующий эксперимент. Они на протяжении нескольких лет исследовали близнецов на втором полугодии их жизни и выяснили, какой вклад вносят наследственность и факторы среды в формирование пяти обобщённых черт темперамента:
- активности,
- агрессивности,
- раздражительности,
- общительности
- и чувствительности к наказанию.
В исследовании приняли участие 170 здоровых детей-близнецов в возрасте от 7 до 12 месяцев (45 монозиготных и 40 дизиготных пар) из Москвы.
Напомним, что у монозиготных близнецов наследственный аппарат абсолютно идентичен, а у дизиготных – несколько различается. Исходя из этого, ученые могли предположить, что высокий коэффициент корреляции (сходства), близкий к единице, в паре монозиготных близнецов свидетельствует о генетическом происхождении признака (в нашем случае – какой-то черты темперамента), а в паре дизиготных близнецов – о формировании того же признака под влиянием среды.
Для исследования использовали известный опросник «День ребёнка», составленный Ж.Баллейгиером. Этот опросник позволяет оценить особенности семейного окружения, поведения и темперамента младенца по 42 шкалам. Однако в этом исследовании ученые принимали во внимание только шкалы, оценивающие характеристики темперамента. Опрашивали, разумеется, матерей близнецов.
В результате обработки и анализа данных учёные выяснили, в какой мере генетика и среда влияют на формирование пяти интегральных черт темперамента: агрессивности, раздражительности, активности, чувствительности к наказанию и общительности.
В результате обработки и анализа данных учёные выяснили, в какой мере генетика и среда влияют на формирование пяти интегральных черт темперамента: агрессивности, раздражительности, активности, чувствительности к наказанию и общительности.
Оказалось, что первые три черты темперамента находятся под жёстким генетическим контролем: агрессивность поведения младенца во втором полугодии жизни на 94% определяется его генотипом, активность – на 89%, раздражительность – на 85%.
Чувствительность к наказанию, зависимость от матери и страх перед незнакомыми людьми почти в равной мере зависят от генотипических особенностей (51%) и факторов среды (49%). То есть родительское воспитание и влияние семейной среды могут изменить эти биологически обусловленные черты.
Наконец, общительность формируется в основном под влиянием среды, которую создают родители (87%), и лишь в незначительной мере зависит от генотипа младенца.
Получается, что акулы бизнеса (и других сфер деятельности человечества) становятся таковыми не благодаря окружающей обстановке (старый тезис о конкуренции с окружающими), им эти качества «передают» родители. А ведь агрессивность и активность – это как раз те критерии, которые и позволяют называть человека «акулой».
Получается, что акулы бизнеса (и других сфер деятельности человечества) становятся таковыми не благодаря окружающей обстановке (старый тезис о конкуренции с окружающими), им эти качества «передают» родители. А ведь агрессивность и активность – это как раз те критерии, которые и позволяют называть человека «акулой».
Комментариев нет:
Отправить комментарий